За парусный спорт и предоставляемые им возможности

 

             В кругу парусной секции МИХМа практически с самого начала ее существования бытует тост: "За парусный спорт и предоставляемые им возможности". Тост этот всегда и всеми горячо поддерживается, бокалы поднимают с особым энтузиазмом. Но понимает его каждый по-своему, кто-то вообще не придает значения сказанному. А ведь у этих слов есть своя основа, каждый может найти в них свой смысл.

             Действительно, так где же здесь обещанные возможности? Парусная школа не выдает сертификат западного университета, ни шапочное знакомство с олигархом, ни специальные знания, которые можно было бы реализовать в деньги или другие блага. На первый взгляд кроме как с отдыхом и развлечениями яхта у нас не ассоциируется. И, тем не менее, за этим стоит целый мир, который воспитал многие поколения МИХМачей. Причем нередки случаи, когда яхтсмены, образовавшие семьи, сподвигали своих чад на продолжение династии. А плохого своим детям, как известно, не желают. При этом среди членов секции редко кто связывает свою профессиональную деятельность с парусным спортом. В реальную жизнь рано или поздно приходится возвращаться. И оказывается, что освоенные на акватории подмосковных водоемов знания полезны и в бушующем океане повседневности.

С самого начала человек, занимающийся яхтингом, узнает и учится применять на практике такие важные понятия, как «истинный и надлежащий курс», «вымпельный ветер», «лавировка», «выгодная смена гласа» и многое другое. Методом проб и ошибок постигаются общие принципы управления яхтой. Двигаться надо не туда, куда несет переменчивый ветер, а туда, где находится цель, т.е. линия финиша. С другой стороны, бесполезно бороться с ветром и идти в лоб, в левентик, так без смысла устанешь, а цель окажется дальше, чем была. Много эффективнее дать немного в сторону, заложить галс и использовать в своих интересах противодействующие силы. При этом необходимо постоянно корректировать свое поведение в зависимости от того, как меняется окружающая ситуация и ветряные потоки. Галсы приходится менять с тем, чтобы реальный курс не слишком удалялся от надлежащего, то есть, чтобы направление движения было максимально целесообразно. А рано или поздно тебе повезет, окажется по пути с ветром, просто надо уметь ждать и вовремя почувствовать этот момент. Как говорил старик Марк Твен: «Счастье хотя бы раз в жизни стучит в дверь каждого!».

Каждый яхтсмен знает, что потеря интереса, пассивное отношение, нежелание управлять парусами чреваты не просто потерей времени. Овладевшая тобой стихия может попросту перевернуть утлое суденышко или насадить его на подводные рифы. Выработка стратегии гонки, оценка приемлемой степени риска, как по мелям, так и по тактике поиска выгодных заходов ветра, предвидение опасности, способность реально оценивать свои силы и брать на себя ответственность за жизни экипажа и матчасть также являются неотъемлемыми качествами человека прошедшего яхтенную школу. К этому стоит прибавить еще умение после оверкиля (когда яхта переворачивается) подниматься, ставить паруса и несмотря ни на что продолжать гонку. Несомненно, все выше перечисленные морально-волевые качества необходимы и на суше. Выражаясь геометрическим языком: между двумя этими плоскостями можно провести совершенно четкие параллели.

Но дело не ограничивается только внешней стороной дела. В норму современной жизни входит избалованность, эгоизм, потеря ориентиров и т.п. Студенческая секция МИХМа, особенно в том, что касается ее летней «островской» части от всего этого избавляет, позволяет личности формировать себя гармонично и естественно. Как это происходит, доподлинно не известно. Возможно, всему виной те самые злополучные правила поведения на Острове «Б», когда купают за юбки, белое и т.д. Но только здесь все заражаются атмосферой добродушия, здорового коллективизма, увлеченности общим делом. На Острове «Б» человек получает возможность реализовать свою истинную природу, стать просто «нормальным человеком». Нормальный человек не страдает уязвленным самолюбием, ему нет необходимости его компенсировать моральным уничижением себя или окружающих. Нормальный человек знает, в чем его истинная цель и какие средства оправданы для ее достижения.

Теперь становится ясно, что за эти навыки и приобретенные личностные качества стоит опрокинуть свой бокал. А вот когда хмель эйфории сойдет, дело остается за малым: реализовать на практике все эти действительно потрясающие возможности, которые предоставляет нам парусный спорт и секция МИХМ. Они не могут заменить собой профессиональных знаний, но могут стать прочной основой для реализации карьеры. Сами по себе не сделают судьбу человека счастливой, но могут создать все предпосылки для этого.

Именно поэтому умудренные опытом яхтсмены пьют не за успех и счастье, которые приносит занятие парусным спортом, а за возможность их достижения. При этом имеется в виду, что их необходимо еще реализовать самостоятельно каждому.

Так что: «За парусный спорт! и Предоставляемые им возможности!»

«Да будет судьба России крылата парусами!»

 

Илья Голландер

 

06.2003 Мадагаскар